(1) Если кто-то говорит, что выступает за ограничение гражданских (например, избирательных) прав для целых категорий граждан, то это не либерал. Идея о том, что граждане делятся на некомпетентное быдло и просвещенную элиту, которая только и может проголосовать правильно, фундаментально расходится с либерализмом. Это консервативная идея. Откровенно антилиберальной является идея люстрации.
(2) Если кто-то говорит, что для защиты демократии нужно запретить (не допускать к участию в выборах) антидемократические партии, то это не либерал. Фразу «Я не согласен с вашими убеждениями, но готов отдать жизнь за ваше право их высказывать» часто цитируют как признак либерального прекраснодушия, но это вполне практический императив. Участвуя в выборах, антидемократические партии вносят свой вклад в формирование коллективной воли народа. Без них она была бы неполной. Ограничения на свободу объединений допустимы только для организаций, борющихся против существующего порядка с оружием в руках.
(3) Если кто-то говорит, что допустимо проигнорировать выраженную на выборах волю народа, потому что народ ошибся или вот-вот ошибется, то это не либерал. Кукареканье в духе «Россия, ты одурела!» открыло в свое время ларец, из которого вывалились сначала позорные «президентские выборы» 1996 г., а потом и прелести путинского режима, который фактически отменил выборы – и именно потому, что народ неправильный. Либерализм не идеализирует, но и не демонизирует народ: принимает его таким, какой есть. Какой есть – тот и правильный.
http://slon.ru/russia/test_na_liberalizm-586860.xhtml