Добил я книжку Лорана Финьона - We Were Young and Carefree. Мне понравилось, рекомендую. Скачать можно
тут, в формате epub, на английском языке.
Как водится, пару моментов перескажу:
1. Молодой Финьон гонялся за команду Рено, непререкаемым лидером в которой 1982 году был Бернар "Барсук" Ино - на тот момент 3-хкратный победитель ТДФ. Ино был бретонцем и в гонке Tour de l’Armor, проводящейся как раз в Бретани, шёл в лидерской майке. Оставался последний этап, Ино решил проставиться перед командой - типа так и так, это моя родина, бухнём за Бретань чуть-чуть. Но когда он пришёл в отель с ящиком вина в руках, то обнаружил лишь гонщиков команды, а весь штат: директор, механики, массажисты и т.п. куда-то пропали. То ли не хотели пить с Ино, то ли были дела поважнее - в итоге разъярённому Ино с пятком гонщиков выпить "чуть-чуть" не удалось - по факту нажрались конкретно. Кидались пустыми бутылками с балкона, горланили песни, носились туда-сюда по коридору, известно куда послали хозяина отеля - революция! Филипп Шевалье сидел вцепившись в стул и бормотал какие-то бессвязные фразы. Марк Мадьо
(2-хкратный победитель Рубэ и нынешний директор Францес-де-Жо, есичо) днём ранее попал в очень серьёзный завал, поэтому еле живой лежал на кровати, перевязанный бинтами с ног до головы как мумия. Так вот наши герои решили, что нечего грустить, пусть тоже потусит - поставили его кровать на торец, в вертикальном положении-то всё ж веселей! Угомонились уже часов в 5 утра, то есть поспать толком не удалось...
...Как, очевидно, не удалось поспать и другим командам, ночевавшим в том же отеле. В этом и была проблема - конкуренты решили на последнем этапе проучить гуляк, явно не отошедшим от абстинентного синдрома, и отобрать у Ино лидерскую майку, потому принялись яростно атаковать с первых километров гонки. Но совместная пьянка настолько укрепила межличностные отношения в команде Рено, что даже алкоголь в крови не помешал команде отработать как надо - Ино выиграл.
И вот Финьон вопрошает - сколько сейчас найдётся гонщиков, способных устроить ночную вечеринку с безлимитным алкоголем и быть бодрячком назавтра? Эх, салаги!
(Судя по всему, Анди Шлек прочитал эту книжку и решил защитить честь молодого поколения - поэтому и пошёл на всю ночь в паб пить пиво на прошлой Вуэльте. А подлый Риис не просёк замысла.)2. После выигрыша ТДФ Финьону предстояла "обязаловка" в виде пост-туровских критериумов. Эти критериумы шли практически нон-стопом и представляли собой растянутое празднество. Финьон утверждает, что всё это настолько умотало его, что усталость от критериумов была серьёзней, чем после собственно ТДФ. Финьон понял, отчего было так мало французских чемпионов мира - раньше чемпионат проводился в конце августа (а не в конце сентября, как сейчас) - как раз после критериумов с их постоянными разъездами и "вечериночной" направленностью - так что французы к ЧМ были абсолютно умотанные.
3. В 1984 году команда с Финьоном во главе отправилась на Тур Колумбии. Да, вот так раньше было - победители ТДФ ездили в такую тьмутаракань, благо как раз колумбийский велоспорт был на подъёме, да и высокогорье располагает.
Гонку похоже проводили мафиози. Кокаин был везде, кокаином торговали прямо с багажника техничек некоторых команд по 10 баксов за килограмм. Журналисты ходили улыбающиеся весь день, ну и всё такое. Перед последним днём гонки и Финьон с 3-мя грегори тоже решил попробовать. Нюхнули с непривычки дофига, и движимые жаждой действий попёрлись в город тусить - типа устроить "Бретань - часть вторая". Но на сей раз директор команды Сирил Гимар их как-то отловил и отправил обратно в отель. Финьон тем не менее за ночь не сомкнул и глаза, но превосходно себя чувствовал и выиграл финальный этап в Боготе.
И только проходя обязательный для победителей допинг-контроль, понял как глупо поступил. Прикиньте - выиграть ТДФ и спалиться на кокаине на никому не нужной гонке в Колумбии! Зачем, чёрт возьми, зачем надо было выигрывать этот этап?! Однако, пока писил в баночку разум взял верх над чувствами: "Хм, большинство этапов выиграли колумбийцы, и некоторые из них были явно на кокаине. Эврика! Здешние допинг-тестеры закрывают на всё глаза!" Так и случилось - проба показала отрицательный результат - Финьон был чист как слеза комсомолки, бел как порошок.
4. С колумбийцами связана ещё одна забавная история.
Вуэльта 1987 подходила к концу, оставался последний равнинный этап. 1-м шёл колумбиец Лучо Эррера, 2-м - немец Раймунд Дитцен, 3-м - Финьон. Эррера боялся что на последнем этапе могут пойти эшелонами, для тщедушных колумбийцев это как известно довольно напряжно. И вот - колумбийцы предложили менеджеру финьоновской команды Рено не включаться в работу по созданию эшелонов вместе с Дитценом - и за эту скромную услугу получить скромное вознаграждение в размере 30 тыщ франков каждому.
(Будучи неопро Финьон получал 4.5 тыщи в месяц, в год после 1-го выигрыша ТДФ - 80 тыщ) Рено согласились, они всё равно не собирались натягивать, да и ветер неизвестно будет ли располагать - чё ж нахаляву денег не взять?
Оказалось, что колумбийцы беспокоились не напрасно - ветер был именно такой, как надо для создания эшелонов.
Примечательно, что команда Финьона должна была улетать с гонки обратно в Париж спустя всего лишь 2 часа после ожидаемого финиша. А организаторы несколько задержали старт, и перед командой замаячила перспектива пропустить самолёт. Что сделала команда Рено? Праааавильно, они вышли вперёд пелотона и начали натягивать - ну, чтоб побыстрей приехать и в аэропорт успеть. При этом надо было видеть лицо Эрреры - "Э, что вы делаете?! Мы же вам заплатили!" Французы объяснили что просто хотят домой, Эррера выиграл, счастливые колумбийцы опять всем желающим бесплатно насыпали кокаина - они и в Европу его провезли в рамах велосипедов.
Вообще говоря, Финьон свободно пишет про договорняки - то тут то там, мы дескать вам здесь позволим выиграть, вы нам там поможете. Это наша земля, так что первые 5 призовых мест наши, ваш самый крутой пусть довольствуется 6-м. И подобное.
И про "фэирплэй" точно так же, точнее про его отсутствие. Там-де мы атаковали когда он прокололся, здесь атаковали на пункте питания. С тем же Эррерой на Вуэльте - последний этап, но борьба до конца - никаких блин опостылевших "этапов дружбы".