Бордмэн предупреждает UCI о возможных рисках при расследовании нового дела о "механизированном допинге"
2011-12-28 Бывший профессиональный велогонщик, а ныне успешный производитель велосипедов Крис Бордмэн заявил, что он предупредил Международный Союз велосипедистов о том, что нечто похожее на "моторизированный допинг" уже было применено в прошлом году и он,в доказательство своих слов, предоставил спортивному руководству информацию о том, как команды могли повышать эффективность действий своих гонщиков.
Говоря с корреспондентом газеты Telegraph, Бордмэн сказал, что теоретически в командах могли использовать передовые технологии, принятые в гонках Формулы 1, где уже дано применяют системы автономного питания для различных работающих механизмов гоночного болида. Бордмэн предложил также усишным чиновникам получить в свое распоряжение батарею, которая уже использовалась несколькими командами для улучшения работы переключателей в велосипедах.
Во время своей карьеры Бордмэн выиграл золото в индивидуальном преследовании на Барселонских Олимпийских Играх 1992 года, выигрывал три раза гонки на время на прологах Тур де Франс и кроме этого, установил рекорд мира в часовой гонке на треке. После завершения своей профессиональной карьеры, он работал с британской Федерацией велоспорта, занимаясь вопросами поставки нового оборудования для команды Великобритании, и, плюс к этому создал свою собственную марку Boardman bikes.
"Я участвовал на встрече в UCI в прошлом году и показывал на разных примерах, как такое оборудование может работать," сказал Бордмэн. "Я показал им некоторую часть сложной технологии, которая в то время была самой эффективной. Сейчас она более доступная, но тем не менее остается весьма популярной в командах F1, которые способны вытаскивать киловатты из обыкновенной батарейки стандарта AAA."
"И не забывайте, что все механизмы, которые имеют управление электрикой, уже узаконены в велосистемах и поэтому вполне легально могут ставиться на ныне существующие велосипеды. Это самостоятельные источники энергии, которые могут применяться для решения очень широкого спектра задач. Я думаю, что справедливости ради стоило бы отметить, что после моих тогдашних слов, в зале стояла ошеломляющая тишина."
"Это была бы очень большой несправедливостью при попытках создать равные условия для всех спортсменов, но к сожалению, ситуация далека от той, какую мы хотели бы иметь. Батареи способны дать Вам даже пару сотен ватт энергии на время около 20 минут, которые помогут увеличить вашу собственную мощность процентов этак на 40. Подумайте сами, насколько эффективнее будет ехать гонщик, имея такое оборудование на своем разделочном велосипеде, предназначенном для индивидуальной гонки на время. Но ведь вы можете снизить потребление энергии с такого внешнего источника и тем самым растянуть ее использование на более длительный промежуток. Это - как кому надо. Но потенциал велобатарей очевиден. Вы могли бы использовать такое приспособление всего один раз - когда пытались бы создать необходимый отрыв или увеличить свои возможности на последнем подъеме или на заключительных этапах длинных многодневных гонок, да мало ли где еще."
Трудности с обнаружением
Бордмэн признает, что было бы трудно обнаружить такой прибор, если сам гонщик начнет незаметно использовать его во время выступления. Однако он также признает, что это был бы очень важным и отвественным шагом для команды, которая посчитала бы возможным идти по такой дорожке. Но в том-то и дело, что вся печаль спорта в том, что его история буквально завалена примерами, когда люди пытаются обманом добиться любого технологического преимущества, которое только могут найти.
"Нет ни грамма сомнения, что эта технология существует и что она привлекает внимание мошенников для своего обмана. Если есть возможность получить преимущество в гонках, то оно рано или поздно будет использоваться. Я думаю, что все эти маленькие кнопки или крошечные управляющие механизмы - это только ничтожная доля всяких ухищрений, способных эффективно маскировать свой обман," сказал Бордмэн.
"Что касается обнаружения механизмов, то могу сказать, что дополнительный вес не является основополагающим признаком. Он незначителен и к тому же, сегодня все производители обязаны искусственно утяжелять свои изделия, чтобы соответствовать требованиям технических правил UCI. В действительности, все профессиональные велосипеды давно изготавливаются с весом ниже нормы и поэтому дополнительный вес не сможет привлечь внимание проверяющего. Единственным гарантирующим фактором отсутствия дополнительного оборудования может стать только 100-процетный рентген велосипедов непосредственно перед стартом. Или же проверка каждого велосипеда каждое утро, что с технической точки зрения также маловыполнимо."
"Мой опыт в велоспорте говорит о том, что массовое использование всяких обманных действий все же маловероятно - слишком много заинтересованных лиц и поэтому высока вероятность утечки информации. Такая работа должна вовлекать очень много членов самой команды и ее штата - что в реальных условиях сразу же станет достоянием широкого круга лиц. Поэтому, в действительно, все это очень скрытно и очень избирательно: Вы не можете говорить то, что Вы в действительности делаете."
"Любой гонщик, команда и спонсор, связанный с командой, будучи пойман на таком обмане, подписывает себе смертный приговор. В дальнейшем, в велоспорте таким людям уже нечего будет делать. Сейчас уже не может быть никаких симпатий к таким деятелям и путь назад для них будет отрезан навсегда. Только отчаянные люди могли бы пойти на такой обман и поэтому в спорте не может быть "массового" применения данных устройств."
Президент UCI Пэт Маккуэйд немного охладил пыл "разгорающегося механического пожара", говоря, что крайне проблематично скрыть такой велосипед, оборудованный скрытыми двигателями. "Это - история, которая пошла по миру как мгновенное воспламенение. Но надо принимать во внимание, что сегодня нет никаких реальных оснований для таких заявлений," сказал Маккуэйд в интервью агенству Ассошиэйтед Пресс.
http://bike.od.ua/new/e751.html