#55 morientas » 17 июн 2013, 14:53
Курдюков о восхождение на Mont Ventoux
В пятницу проехал Mont Ventoux. Поразительная гора. Незаслуженно демонизированная после гибели на ней Тома Симспона. Околовелосипедный шоу-бизнес старательно поддерживает ее зловещую репутацию (и я в этом, каюсь, участвовал ,)- между тем, она не страшнее любой серьезной горы. Но у нее, безусловно, уникальных характер, и пространство вокруг нее - почти утопический мир, в котором нет ничего важнее велосипеда и велоспорта. Население старинного городка Бедуан у старта "того самого" подъема на Провансальский Гигант делится на велосипедистов и сочувствующих. Рыцари колеса и педали - жители здесь, как правило, временные. Но именно они - основа благополучия для жителей постоянных, которые держат и обслуживают гостиницы и рестораны, крутят гайки в мастерских и продают экипировку вперемешку с сувенирной продукцией. Городок, кстати, успешно противостоит чрезмерной модернизации, сохраняя те черты, за которые мы все так любим французскую глубинку.
День рождался слегка зябким и облачным - и в этом была моя удача. Том Симпосон умер в паре километров от вершины в пылающе жаркий июльский час - финальный отрезок, тот самый, среди лунного ланшафта, может при определенных погодных условиях превратить восхождение в ад. Очень многое зависит от направления и силы ветра: дорога
в основном держит единственное направление, крутых виражей серпантина немного, поэтому как задует с первых километров - так и будет дуть до конца. Прохладным облачным утром не было не то что мистраля, воющего, как турбореактивный двигатель, но даже заметного бриза. Выезд из Бедуана - хороший разминочный пологий отрезок среди виноградников и других действующих памятников провансальской сельхозкультуры - пейзаж полон умиротворенной красоты и очень напоминает холмы Тосканы. В средине стартового отрезка накатывает группа человек из десяти - немцы и бельгийцы. О последних - разговор особый, для них Ванту - такая же родная гора, как подъем к Альп д'Юэз - для голландцев. Группа пилила так, как будто репетировала подвоз капитанов команд на этапе Тура через месяц - то есть, валить, пока есть на чем, а там видно будет. Видно стало очень скоро: как только дорога нырнула в лес, нас впереди осталось трое. Лес — не менее знаменитый участок, чем лысая вершина, которую издали вот уже много веков плохо информированные путники принимают за снежную. На каждом километре стоят столбики с информацией о том, сколько еще осталось маяться, а также средним градиентом ближайшего отрезка. Так вот, тем многим страдальцам, кто исчерпал запас маленьких передач и поехал по синусоиде со скоростью аж 5 км\ч (почему не падая при этом — для меня великая научная загадка) эти камушки с надписями 10 % и выше начинают напоминать надгробья. Градиент неумолим, убийственно стабилен, и если ты едешь здесь впервые — кажется, что легче уже не будет никогда...
Ванту, как и многие другие легендарные велосипедные вершины, тянет мощным магнитом самую разную публику. И рискну утверждать: большинство из этой публики к подъему просто не готово. Ни физически, ни технически, ни тактически. Неся на себе несколько десятков лишних килограммов, не имея пристойного километража в ногах — но отчаянно мечтая занести в резюме покорение всем известного перевала. Ситуация, напоминающая коммерческие восхождения пожилых миллионеров на Эверест (только здесь никто не спросит с вас 50 000 долларов).
Ключ к успешному подъему на Вонту - универсальный для заезда на любую длинную гору с устойчивым, безжалостным градиентом. Первое -передача. Может, самая большая задняя звезда так и оостанется невостребованной, но ее наличие согреет душу. В магазинах у подножия как горячие пирожки расходятся кассеты 12-30 (!) Я обходился десятирником на 25, и частота педалирования местами была удручающе низкой, по сравнению с бельгийцами. Хотя и винтить пропеллером — другая крайность, в которую впадать не стоит. Второе -пульс. Час с лишним работы в подъем длиной 21 км заставляет сердце отбивать барабанную дробь, средняя ЧСС, особенно в жару, получается, как в хорошей разделке. Если будете держать пульс у края свой персональной 5-й зоны — езда будет долгой и счастливой. Залезли в «красную зону» - немного сбавим усилие, поставим передачу полегче. Не навсегда - чтобы восстановиться. Если продолжить насилие над организмом (запас куража до определенного момента кажется неисчерпаемым) и ехать с эмоциональным захлестом — скоро замучают судороги. Засиделись, стала затекать спина и руки — встаньте из седла секунд на 20, разомните «сочленения» -и снова методично выкручивать удобную передачу. Ведь вершина еще так далеко...
Выход на открытое пространство, навстречу тому самому «лунному пейзажу», ожидается с тревогой, но внезапно приносит облегчение. Становится чуть более полого ( а в таких горах даже полпроцента уклона ощущаются очень остро), появляется визуальный ориентир. На обочинах — стайки болельщиков: кто-то поднялся на машине поддержать своих, кто-то просто любопытствует — как процесс выглядит со стороны. Если они видят, что ты идешь более-менее бодро — в них просыпается фанатский инстинкт, и они дарят тебе кусочек атмосферы «Тур де Франс».
Еще пара километров — и на тебя набрасываются фотографы. По горе снуют десятки человек, представители дюжины фирм и фирмочек, для которых Ванту — источник дохода (17 евро за полноразмерный цифровой снимок, загружаем через интернет при оплате картой — все вполне современно). На дворе кризис, конкуренция острая. За каждым потенциальным клиентом бросаются бегом — но не с целью подтолкнуть, а чтобы положить в карман веломайки визитку. Борьба за удобную точку для съемки иногда, говорят, переходит в драку.
Справа проплывает монумент в честь Тома Симпсона. Любимец публики 60-х не дотянул до перевала совсем чуть-чуть, он уже видел цель, именно поэтому последние слова его были «Посадите меня на велосипед»...
Последний километр и последний правый поворот — самое жестокое испытание. Взбесившаяся дорога опять встает на дыбы, ты шарахаешься влева, чтобы не попасть в «яму» на внутреннем радиусе, знаменитая башня нависает над головой подавляюще высоким небоскребом, пульс подскакивает ближе к двумстам — но тебе уже на это наплевать. Тебя уже ждут десятки собратьев по двухколесному ремеслу — и устраивают овацию. Откуда-то находятся силы, чтобы показушно добавить на белой черте. Все!
Дальше — тотальный релакс. Сувенирные лавочки, россыпи сухофруктов и сладостей для пополнения запаса углеводов добрым старым способом, панорамные площадки и фотографирование друг-друга в режиме нон-стоп.
И — спуск. Который оказывается отдельным захватывающим атракционом. Поворотов у серпантина, как уже было сказано, немного. Это проклятие для тех, кто поднимается — градиент бесконечно долгие 7 километров леса не варьируется, маячит в районе 10 %. И счастье для тех, кто с ревом несется вниз. Именно так, с ревом (в ушах) — когда я спускался, ветерок стал усиливаться. Но трасса легко и ясно читается, полотно довольно широкое, покрытие вполне качественное, средняя скорость в районе 60 ( эх, если бы дорога была закрыта — можно было бы и вовсе нестись пушечным ядром!). Два десятка минут — и ты снова на равнине, среди старинных деревушек на склонах поросших виноградниками холмов, так похожих на тосканские коллине. А справа, уже вдалеке, подмигивает белая вершина Мон Вонту — возвращайся, мол, поскорее...
Если бы даже ничего, кроме этого подъема и спуска, в поездке больше не случилось - все равно я назвал бы ее успешной. Департамент Волкюз стоит посетить даже только ради этого уникального опыта - те, кто живет велосипедом, получат воспоминания на всю жизнь.
Хотя, конечно, все могло быть немного по-другому. Будь погода жарче или холоднее, поднимись пронизывающий до костного мозга мистраль, да мало ли. Но случилось именно так, как случилось — и мне есть за что поблагодарить судьбу.
t.me/wintersports Приходите обсуждать зимний спорт в наш уютный канальчик